Исследование возможностей человека
Целью является исследование и постижение человеческого совершенства, и не какого-то абстрактного, а вполне конкретного для каждого человека. Кто-то хочет научиться говорить по-английски, кто-то хочет научиться выражать свои чувства, кто-то хочет стать более уверенным, а кто-то - сделать свою жизнь насыщенной и счастливой. Каждый раз понятие «человеческое совершенство» оживляется разумными потребностями конкретного человека. Исследовать настоящее очень важно. Что есть - сейчас, в данный момент? Что ляжет в основу совершенства у того, кто направляется к нему? И почему пеереход к совершенству не произошёл до сих пор? Зачастую сила перехода к совершенству базируется в настоящем. И тогда «НЛП – это изучение и овладение совершенным мастерством в том или ином деле через освоение настоящего и мечты о будущем».
Наука быть самим собой
Быть самим собой - это первый шаг, который можно сделать при помощи НЛП: обрести возможность быть самим собой, получить доступ к собственной устойчивости. Ты прекращаешь быть по умолчанию подвластным мнению других и сам избираешь свой путь развития. И все же это лишь первый шаг от зависимости к независимости. Он необходим для ощущения самоценности, и только после него человек может сделать второй шаг – пойти от независимости к созависимости. Созависимости как взаимодействию с другими людьми на основе взаимных открытий, взаимного творчества, взаимного развития. И тогда «НЛП – это умение быть с другими, оставаясь самим собой и развивая собственные навыки».
Практика личностного изменения
НЛП называют практической моделью и зачастую упрекают в отсутствии теоретической базы. В самом деле, для НЛП огромное значение имеет человеческий опыт, моделирование его, эксперименты в противовес построению доктрин и гипотез. Отдавая предпочтение опыту, НЛП представляет собой технологию личностных изменений. Однако любое обобщение в НЛП, приводящее к воспитанию того или иного навыка, является фундаментальным. И тогда «НЛП – это практический подход, приводящий к реальным личностным изменениям, основанный на фундаментальных знаниях в физиологии, лингвистике, философии, теории систем, психологии и т.д.».
Современная методика успешной жизни
Совершенно определенно можно сказать, что далеко не все идеи НЛП являются новыми. Многие из них были применимы в различных научных направлениях. Например, Т.О.Т.Е. – Модель пришла в НЛП из поведенческой психологии, а модель логических уровней - от антрополога Грегори Бейтсона. И все же создатели НЛП объединили различные направления и создали новый метод, используя свое понимание логики мыслительного процесса и лексических стереотипов для овладения навыками совершенства. И нужно отметить, что до сих пор НЛП не устает совершенствоваться. Постоянно рождаются новые модели, новые открытия. И тогда «НЛП – это динамично развивающийся подход к достижению успеха, который делает открытия прошлого современными, облекая их в удобную и практичную к применению форму».
АББРЕВИАТУРА «НЛП»
Как возникло это название? По одной из версий, Джон Гриндер и Ричард Бэндлер – основатели модели НЛП – заперлись в бревенчатой избушке, расположенной в Калифорнийских горах, задав себе вопрос: «Как мы назовем этот метод?». Джон Гриндер по образованию - лингвист, Ричард Бендлер был в то время математиком и программистом. Оба занимались исследованием возможностей мышления и психофизиологии. В соответствии с этим они остановили свой выбор на названии «Нейро-лингвистическое программирование», объединив таким образом три основных элемента. Нейро – определяет связь с нашей неврологической системой, т.е. определяет путь использования наших органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Наша физиология и наше мышление функционируют как одна система. НЛП значительно расширяет возможности нашей неврологической системы и учит управлять ею. Лингвистическое – определяет связь между языком, используемым человеком, и его жизненным опытом. Наши лексические модели являются выражением образа нашего мышления и в большей или меньшей степени отражают нашу внутреннюю сущность. Программирование – позволяет исследовать и изменять переживания и опыт. Программа – это совокупность действий, предназначенных для достижения определенного результата. Достигнутые нами результаты и воздействия, которые мы оказываем на себя и других людей, являются следствием нашей личностной программы. Осознав элементы личностных программ, в какой последовательности эти элементы воспроизводятся в поведении или мышлении, мы можем управлять собственными переживаниями, состоянием и поведением.
Принципы НЛП
НЛП предлагает человеку практический, познавательный подход, который так или иначе затрагивает многие сферы нашей жизни. НЛП - это многогранный процесс, который содержит развитие поведенческой компетентности и гибкости, стратегическое мышление и понимание мыслительных и познавательных процессов, управляющих поведением. НЛП предлагает инструменты и навыки для построения стратегии личной успешности, а также вводит систему убеждений, приносящих дополнительные силы, создает пресуппозиции о том, что такое существование людей, что такое коммуникация и процесс трансформации. С другой стороны, НЛП - это самопознание, изучение идентичности и миссии. Оно также обеспечивает базу для понимания "духовной" части человеческого опыта, который обогащается за счет исследования нас самих как личностей, наших семей, организаций, а также глобальных систем. НЛП - это учение не только о способностях и успешности, но и о мудрости и видении. В сущности, все НЛП основано на двух фундаментальных принципах: Карта - не территория. Являясь людьми, мы не можем познать реальность. Мы можем познать только наше восприятие реальности. Мы воспринимаем и реагируем на окружающий мир через наши сенсорные репрезентативные системы. Именно наши "нейролингвистические" карты реальности определяют наше поведение, и то, что дает этому поведению смысл, само по себе не является реальностью. В большинстве случаев не сама реальность ограничивает или разрешает нам что-либо сделать, а наша карта реальности. "Жизнь" и "разум" являются системными процессами. Процессы, происходящие в самом человеке и при его взаимодействии с окружающей средой, являются системными. Наши тела, наши сообщества и наша Вселенная составляют единое целое сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Невозможно полностью изолировать какую-либо часть от всей остальной системы, которая основана на определенной "самоорганизации" и стремится к естественному оптимальному состоянию баланса или стабильности. Все модели и техники НЛП основаны на комбинации этих двух принципов. В системе убеждений НЛП считается, что люди не могут познать реальность. Мудрость, этичность и экология происходят не оттого, что у кого-то есть "правильная" или "истинная" карта мира, а скорее оттого, что целью является создание самой состоятельной, насколько это возможно, карты, которая отражает систематическую природу и экологию нас самих и мира, в котором мы живем. Наиболее эффективны те люди, у которых есть такая карта мира, позволяющая им постигать наибольшее число возможных выборов и перспектив. НЛП - это способ расширения выборов, которые у вас есть и которые вы воспринимаете как возможные в окружающем вас мире. Эффективность и мастерство приходят тогда, когда у вас есть много выборов. Качество ума во много раз повышается, если его горизонты расширяются.
Возможности НЛП
НЛП помогает скорее и результативнее достигать своих целей. Другими словами, с его помощью можно достигать желаемого (и даже большего), больше узнавать и, главное, стать таким, каким хочешь. Эффективные приемы общения в духе НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими. При этом активизируются те умственные способности ("нейро-"), о существовании которых вы даже не подозревали. Кроме того, НЛП помогает совершенно особым образом использовать язык ("-лингвистическое") для достижения своих целей. Наконец, благодаря ему можно научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами ("программирование"). Такой уровень самоконтроля приносит уверенность в себе и повышает уровень самооценки. Он также способствует личным достижениям, успеху во взаимоотношениях и в саморазвитии. Более того, теория и практика НЛП помогают творчески, изобретательно решать возникающие в жизни проблемы и сложности. НЛП уделяет практике, то есть умению, больше внимания, чем теории - пониманию. Как правило, новички в НЛП замечают, что суть технических приемов открывается лишь тогда, когда их применяют на практике. Немалая доля начинающих практиков переживает значительные внутренние перемены, которые затем отражаются на отношениях с другими людьми и внешних обстоятельствах в целом. Подводя итог, можно сказать, НЛП имеет следующие возвожности, которые может дать Вам:
— установить и улучшить личные взаимоотношения; — развить дар убеждения; — перейти к позитивному мировосприятию; — повысить уровень самооценки; — преодолеть последствия негативных переживании прошлого; — сосредоточиться на намеченных целях и направить все силы на их достижение; — действовать с максимальной производительностью; — управлять своими ощущениями; — согласовывать с намеченными целями свои убеждения и систему ценностей; — избавиться от нежелательных привычек; — верить в свои силы в любых начинаниях; — добиваться того, что прежде казалось невозможным; — достигать взаимопонимания с клиентами, заказчиками и коллегами; — творчески решать возникающие проблемы; — получать удовольствие от того, что прежде вызывало страх; — эффективнее распоряжаться своим временем; — углубить и укрепить ощущение полноты жизни; — выработать в себе те качества, которые восхищают вас в других; — получать от жизни больше удовольствия.
Практические упражнения дают возможность ежедневно проверять усвоенный материал. Чтобы приступить к обучению, достаточно просто попробовать без каких-либо предубеждений. Сначала теория, потом практика; шаг за шагом, без спешки - и можно не сомневаться, что вас ждет множество перемен к лучшему. Возможно, вам потребуется больше веры - не той веры, которая, скажем, вера в личного гуру или какую-либо древнюю мудрость, а веры в то, что поистине чудесны и неисчерпаемы возможности вашей собственной нейрофизиологической системы. Просто доверившись ей, как доверяются компьютеру или кассовому аппарату, вы начнете извлекать из нее все большую пользу, в итоге ни много ни мало получив власть над происходящим. НЛП - это то, благодаря чему поразительные скрытые возможности системы "разум-тело" становятся реальностью. НЛП предлагает структуру, которая поможет упрочить ваше подсознание, привить ему привычку достигать обозначенных целей
Термины
Аналоговый (Analog) - С оттенками смысла, в противоположность цифровому, с дискретным (да/нет) смыслом. Например, аналоговые часы с часовой и минутной стрелками. Аналоговая маркировка (Analog marking) - Использование тона голоса, языка тела, жестов и т. д. для того, чтобы выделять ключевое слово в предложении или особенно важную часть своей презентации. Аптайм (Uptime) - Состояние, в котором все внимание и чувства обращены вовне. Ассоциированное состояние (Associatеd state) - Когда человек, например в своем воспоминании, видит собственными глазами, слышит то, что слышал тогда, и ощущает ощущения, как будто он действительно там находится. Аудиальный (Auditory) - Относящийся к слуху или органам слуха. Взмах, техника (Swish pattern) - Основанный на использовании субмодальностей прием НЛП, который программирует ваш ум двигаться в новом направлении. Он очень эффективен для изменения привычек или нежелательного поведения на новые конструктивные способы действий. Ведение (Leading) - Изменение своего собственного поведения в режиме раппорта, необходимого для того, чтобы другой человек следовал за вами. Ведущая система (Lead system) - Та система (визуальная, аудиальная, кинестетическая), в которой ведется поиск информации для того, чтобы ввести ее в сознание. Визуальный (Visual) - Имеющий отношение к зрению или органам зрения. Визуализация (Visualization) - Процесс наблюдения образов в своем уме. Внутреннее представление (Internal representation) - Структуры информации, которые мы создаем и храним в своем уме в виде сочетаний образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Тот способ, которым мы сохраняем и кодируем наши воспоминания. Возбуждение-реакция (Stimulus response) - Связь между опытом и последующей так называемой реакцией. Естественный процесс обучения, который продемонстрировал Иван Павлов, сопоставив звучание звонка и выделение слюны у собак. Вопрос о соответствии (Relevancy challenge) - Вопрос о том, в чем данное утверждение или поведение помогает достичь желаемого результата. Вторая позиция (Second position) - Состояние, в котором воспринимаешь мир с точки зрения другого человека, и таким образом понимаешь его реальность. Выявление (Elicitation) - Обнаружение и определение конкретных внутренних процессов. Гибкость поведения (Behavioral flexibility) - Способность видоизменять свое поведение, чтобы получать, или обеспечивать, какой-то ответ от другого человека. Гибкость поведения может быть связана с развитием целого спектра реакций на любой данный стимул, в противоположность привычным, и следовательно ограничивающим, реакциям, которые могут сдерживать потенциал успеха. Глубинная структура (Deep structure) - Сенсорные карты (и сознательные, и подсознательные), которые человек использует для того, чтобы организовывать и направлять свое поведение. Глазные сигналы доступа (Eye accessing cues) - Движения глаз в определенных направлениях, которые указывают на визуальный, аудиальный или кинестетический способ мышления. Голосовые особенности (Voice quality) - Второй по важности канал общения и воздействия. Исследования показывают, что он дает 38 процентов всего воздействия сообщения. Даун-тайм (Down-time) - Состояние, в котором все сенсорные каналы приема информации обращены вовнутрь. Идентичность (Identity) - Наше чувство того, кто мы такие. Наше чувство идентичности организует наши убеждения, способности, и поведение в единую систему. Иерархия (Hierarchy) - Организация вещей или идей, при которой более важным идеям придается определенный ранг, основанный на том, насколько они важны. Интонационная маркировка (Tonal marking) - Использование своего голоса для выделения важности определенных слов. Искажение (Distortion) - Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого отношения между разными частями модели представляются не так, как отображаемые отношения. Калибровка (Calibration) - Процесс чтения подсознательных, невербальных реакций другого человека во время взаимодействия, с помощью определения по наблюдаемым сигналам поведения человека его определенной внутренней реакции. Карта реальности (Map of reality) - Модель мира. Уникальное представление о мире каждого человека, построенное из его индивидуальных восприятий и индивидуального опыта. Кинестетический (Kinesthetic) - Относящийся к ощущениям тела. В НЛП термин "кинестетический" используется для обозначения всевозможных ощущений, включая тактильные (осязательные), висцеральные (внутренних органов), и эмоциональные. Конгруэнтность (Congruence) - Когда все внутренние убеждения, стратегии и поведение человека полностью согласованы и ориентированы на достижении желаемой цели. Слова, голос и язык тела передают одно и то же сообщение. Контекст (Context) - Рамки, окружение конкретного события. Эти рамки часто определяют интерпретацию данного переживания или события. Критерии (Criteria) - Ценности или стандарты, которые человек использует для принятия решений и оценок окружающего мира. Каждый критерий состоит из многих элементов, сознательных и подсознательных. Задается вопрос: "Что важно в ...?" Линия времени (Timeline) - Способ, с помощью которого мы храним картинки, звуки и ощущения нашего прошлого, настоящего, и будущего. Логические уровни (Logical levels) - Внутренняя иерархия, в которой каждый следующий уровень психологически шире и оказывает большее воздействие. В порядке важности(от высокой до низкой) это такие уровни: 1) духовный 2) идентичность 3) убеждения и ценности 4) способности 5) поведение 6) окружающая обстановка
Мета (Meta) - Слово, взятое из греческого языка и означающее "после, за, через". Мета-модель (Meta-model) - Модель, разработанная Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, которая определяет те категории лингвистических шаблонов, которые могут быть проблематичными или неоднозначными. Мета-модель основана на трансформационной грамматике и определяет часто встречающиеся искажения, пропуски и обобщения, которые делают неясной глубинную структуру, первоначальный смысл. В мета-модели есть проясняющие вопросы, которые восстанавливают первоначальный смысл сообщения. Мета-модель восстанавливает связь языка с опытом, и ее можно использовать для сбора информации, прояснения значения, определения ограничений, и расширения свободы выбора. Метапрограммы (Meta programs) - Уровень умственных программ, которыми определяется то, как мы классифицируем, разбиваем на части наш опыт и ориентируемся в нем. Наши метапрограммы более абстрактны, чем стратегии мышления, и определяют наш общий подход к какому-то вопросу, а не детали процесса мышления. Метафора (Metaphor) - Способ иносказательного мышления о ситуации или явлении, например притчи, аллегории и аналогии. Милтон-модель (Milton Model) - Противоположность мета-модели, в которой искусственно туманные шаблоны речи используются для того, чтобы присоединиться к опыту другого человека и извлечь бессознательные ресурсы. Основана на речи, которую использовал Милтон Эриксон. Модель мира (Model of the world) - Внутреннее представление человека о состоянии мира. Моделирование (Modeling) - Процесс наблюдения и составления схемы успешного поведения других людей. Сюда входит определение параметров поведения и физиологии, убеждений и ценностей, внутренних состояний и стратегий.
Намерение (Intention) - Цель, желаемый результат действий. Невербальный (Non-verbal) - Несловесный. Обычно имеется в виду аналоговая часть нашего поведения, например тон голоса или другое внешнее поведение. Неконгруэнтность (Incongruence) - Такое состояние, когда что-то вас сдерживает, вы не полностью уверены в результате, и тогда внутренний конфликт может проявляться в вашем поведении. Обобщение (Generalization) - Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого какое-то переживание становится представлением целой категории переживаний, в которую оно входит. Обратное прослеживание (Backtrack) - Сделать обзор или подытожить, используя ключевые слова и интонации другого человека, или на презентациях, очень точные выводы, используя те же ключевые слова с тем же тоном голоса. Окружающая обстановка (Environment) - Внешний контекст, в котором происходит наше поведение. То, что мы воспринимаем как находящееся "вовне" нас. Это не часть нашего поведения, а то, на что мы должны реагировать. Описание, основанное на восприятиях (Sensory-based description) - Информация, которую можно непосредственно наблюдать и проверять с помощью органов чувств. Есть разница между фразой "Губы растянуты, видны некоторые зубы, и уголки рта приподняты", и "Она счастлива", то есть интерпретацией. Опорная структура (Reference structure) - Итог всего опыта жизни человека. Это также самое полное представление информации, из которого извлекаются представления отдельных систем. Например, глубинная структура выступает в роли опорной для поверхностной структуры. Острота восприятий (Sensory acuity) - Приобретение умений замечать более тонкие и более полезные отличия в воспринимаемой информации. Отзеркаливание (Mirroring) - Подстройка к некоторым частям поведения другого человека. Поведение (Behavior) - Конкретные физические действия и реакции, с помощью которых мы взаимодействуем с людьми и окружающей обстановкой. Поверхностная структура (Surface structure) - Слова или речь, которые используются для описания или замены первичных сенсорных представлений, хранящихся в мозге. Подстройка будущего (Future pacing) - Процесс внутренней тренировки своих действий в будущей ситуации для того, чтобы желаемое поведение происходило естественно и автоматически. Подстройка (Matching) - Заимствование деталей поведения другого человека с целью усиления раппорта. Позиция восприятия (Perceptual position) - Определенная точка зрения или взгляд на что-либо. В НЛП есть три основных позиции, которые можно занимать, воспринимая определенный опыт. Первая позиция-это восприятие происходящего через наши собственные глаза, ассоциированно, с точки зрения первого лица. Вторая позиция-это переживание происходящего в роли другого человека. Третья позиция-это отстраненное восприятие отношений между "собой" и "другими" с диссоциированной точки зрения. Проблемное пространство (Problem space) - Проблемное пространство определяется и физическими, и не-физическими элементами, которые создают или вносят вклад в проблему. Решения возникают в "проблемном пространстве" ресурсов и альтернатив. Для того, чтобы можно было выработать подходящее решение, пространство решений должно быть шире проблемного пространства. Предикаты (Predicates) - Основанные на восприятиях слова, которые указывают на использование той или иной системы представления информации. Предпочитаемая система (Preferred system) - Система представления информации, которую данный человек чаще всего использует, когда сознательно мыслит, и организует свой опыт. Предпосылка (Presupposition) - Исходные подразумеваемые предположения, которые необходимы для того, чтобы представление информации имело смысл. В языковых системах, это то предложение, которое должно быть истинным, чтобы какое-то другое предложение имело смысл. Присоединение (Pacing) - Процесс внутренней тренировки своих действий в будущей ситуации для того, чтобы желаемое поведение происходило естественно и автоматически. Пропуск (Deletion) - Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого отдельные части мира исключаются из созданного человеком представления. В языковых системах пропуск-это трансформационный процесс, в ходе которого какие-то части глубинной структуры удаляются, и следовательно, не отображаются в поверхностной структуре. Процесс и содержание (Process and content) - Содержание - это то, что делается, а процесс - то, как это делается. То, что вы говорите - содержание, а то, как вы это говорите - процесс. Разбивка на части (Chunking) - Организация в более крупные части или дробление на более мелкие части какого-то переживания. Укрупнение связано с переходом на более общий, более абстрактный уровень информации. Дробление связано с переходом на более конкретный и подробный уровень информации. Горизонтальное перемещение связано с нахождением других примеров на том же уровне информации. Рамка (Frame) - Набор контекстов или способов восприятия чего-либо, например в рамке желаемого результата, рамке обратного прослеживания, и т. д. Рамка "Как-будто" ("As-if" frame) - Это те случаи, когда вы притворяетесь, что некоторое событие уже произошло, и тогда, считая, что оно "как будто" случилось, поощряете творческое решение проблемы путем мысленного преодоления очевидных препятствий в направлении к желаемому решению. Раппорт (Rapport) - Построение доверия, гармонии и сотрудничества во взаимоотношениях. Расстройка (Mismatching) - Использование шаблонов поведения, отличающихся от шаблонов другого человека, разрыв раппорта с целью изменения направления, прерывания, или завершения встречи или разговора. Ресурсы (Resources) - Любые средства, которые могут быть задействованы для достижения желаемого результата: физиологи, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или вещи. Ресурсное состояние (Resourceful state) - Неврологическое и физическое состояние человека в целом, когда он чувствует себя обладающим ресурсами. Результаты (Outcomes) - Цели или желаемые состояния, которые человек или организация стремится достичь. Сигналы доступа (Accessing cues) - Тонкие детали поведения, которые указывают на то, какая используется система представления информации. Это обычно движения глаз, тон и темп речи, поза тела, жесты и манера дыхания. Системный (Systemic) - Относящийся к системам. Рассмотрение связей и последствий во времени и пространстве, а не в виде линейных причин и следствий. Системы представления информации (Representational systems) - Пять чувств: зрение, слух, прикосновение (ощущение), запах и вкус. Состояние (State) - Все в целом умственные и физические процессы, на основе которых действует человек. Состояние, в котором мы находимся, влияет на наши способности и интерпретацию опыта. Сортировать (Sort) - Компьютерный термин, который означает реорганизовывать или фильтровать информацию в процессе реорганизации. Стратегия (Strategy) - Набор определенных умственных и поведенческих шагов для достижения конкретного результата. Субмодальности (Sub-modalities) - Особые сенсорные качества, воспринимаемые каждым из органов чувств. Например, в число визуальных субмодальностей входят цвет, форма, движение, яркость, глубина, и т. д.; в число аудиальных субмодальностей входят громкость, высота звука, темп, и т. д.; в число кинестетических субмодальностей входят давление, температура, текстура поверхности, местоположение, и т. д. ТОТЕ (ТОТЕ) - Модель, разработанная Миллером, Галантером и Прибрамом. Этот термин обозначает последовательность "Проверка-Действие- Проверка-Выход", которая описывает базовый цикл обратной связи, который используется для управления поведением в целом. Третья позиция (Third position) - Когда вы наблюдаете себя и других. Транс (Trance) - Измененное состояние сознания, когда внимание направлено внутрь и сосредоточено на незначительном количестве стимулов. Убеждения (Beliefs) - Обобщения, которых человек придерживается насчет: 1) причин 2) смысла 3) границ: - в окружающем мире - в своем поведении - в своих способностях - в своей идентичности Убеждения действуют на другом уровне, чем конкретная реальность, и служат для того, чтобы направлять и интерпретировать наши восприятия реальности, при этом часто связывая их с нашими критериями или системами ценностей. Убеждения известны тем, что их трудно изменить с помощью обычных правил логики или рационального мышления. Физиология (Physiology) - То, что относится к физической части личности. Фильтры восприятия (Perceptual filters) - Уникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира. Ценности (Values) - То, что для нас ценно и что направляет наши действия. Цифровой (Digital) - С дискретными (да или нет) значениями, в противоположность аналоговому, в котором есть оттенки смысла. Части (Parts) - Метафорический способ обсуждения независимых программ и стратегий поведения. Программы или "части" часто приобретают личностные черты, по которым их можно определять. Экология (Ecology) - Исследование влияния отдельных действий на большую систему. Якорь (Anchor) - Любой стимул, который связан с конкретной реакцией. Якоря могут возникать естественным образом, и их можно устанавливать намеренно, например, звонить в звонок, чтобы привлечь внимание, или делать это тоньше, например, стоя в определенном месте при ответе на вопросы. Якорение (Anchoring) - Процесс связывания внутренней реакции с каким-то внешним спусковым механизмом (аналогично с классической выработкой условных рефлексов) для того, чтобы можно было быстро, и иногда скрытно, снова вызвать реакцию. Якорение может быть визуальным (например, жестами рук), аудиальным (с помощью определенных слов и тона голоса), и кинестетическим (например, прикоснуться к руке или положить руку на плечо). Условия якорения: - интенсивность и чистота переживания - временная привязка к пику переживания - точность воспроизведения якоря
Прикрепления: |